Vinogradinka ღ

Всем доброго время суток!

Надеюсь мой рассказ будет только теорией, а не практикой у всех, а у кого такое случалось, надеюсь, что не повториться. У меня заболел старший ребенок, орви темпер 40, соответвенно врач прописал лекарства, которые мы никак не хотим пить, вообщем пьем со всякими уговорами, лечиться же надо. и вот вчера очередной прием всего чайной ложки. я развела аципол соком и стала давать, сын был на руках у мужа, я держу ложку, ре стал выделываться и кричать, типа не хочу (сразу скажу, покричать мы любим, видимо в силу сейчас своего возраста 3х летки-кризис очередной. проблем с неврологией у нас нет) вообщем выпил эту ложку и стал сползать загибаясь, все подумали дурачится и при этом крик стал беззвучным, я его поднимаю и смотрю у него начали синеть губы, я без паники в голове начинаю думать, что может подавился этой чайной ложкой, начинаю стучать по спине, результат ноль, губы на глазах превращаются в ещё более синий цвет, тут схватил муж положил на стол, открыл ему рот и вдохнул, тоже подумал может подавился. смотрю сын пришел в себя. весь ужас, что произошел в секунды не описать, не было паники, но я просто не знала, что делать. как потом прочитала в инете это спазм легких.

Вот, что нашла у Комаровского более подробно.

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» — это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа — «синий» и «бледный».

«Бледные» аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа — он на несколько секунд исчезает. «Бледные» аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу «синих». Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом — спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса — ребенок весь «обмякает» на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой «двигательной буре» протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение «ужасных двухлеток» в «ужасных двенадцатилеток».

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще — для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства — все ему разрешают и выполняют все его требования — только бы ребенок не расстроился — то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку — чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже — когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды «стоп» к команде «вперед».

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды «вперед», чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: «Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного». Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: «Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине». Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: «Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату».

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими — отмечается напряжение мышц — тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги — в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами — положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

Оказание первой помощи и профилактика приступов

Приступы апноэ могут проходить незаметно даже при постоянном визуальном контроле спящего малыша. В случае тяжелой асфиксии – посинения кожи вокруг рта и складок носа, длительного отсутствия дыхательных движений, замедления пульса (у ребенка до года пульс легче прощупать на плечевой артерии или родничке), нужно оказать младенцу первую доврачебную помощь:

  1. Нужно взять новорожденного на руки и попытаться привести в чувство: поможет любое тактильное раздражение, будь то похлопывания и поглаживания по спине снизу вверх, растирания рук, ног, мочек ушей, щекотание и хлопки по стопам.
  2. Можно сбрызнуть кроху прохладной водой.
  3. Чтобы облегчить дыхание, малыша нужно перевернуть на живот, повернув голову в сторону (часто так укладывают недоношенных детей в инкубаторах).

Если через несколько секунд после начала манипуляций ребенок не начал дышать, потребуется искусственное дыхание. Младенец укладывается спиной на ровную твердую поверхность, под лопатки подкладывается свернутое полотенце, голова немного запрокидывается. Удерживая руками голову, нужно вдыхать воздух небольшими порциями (у новорожденного маленький объем легких) одновременно в рот и в нос. Если спустя 5–8 вдохов дыхание не восстанавливается, выполняется непрямой массаж сердца.

При госпитализации ребенка с подозрением на апноэ выполняется комплекс диагностических манипуляций, после чего принимаются меры по облегчению состояния малыша. Медикаментозное лечение заболевания направлено на устранение причин синдрома.

Недоношенные дети, страдающие данным заболеванием, помещаются в специальный инкубатор.

При повторении приступов принимаются следующие меры: внутри инкубатора снижается температура, усиливается поток воздуха в кювез, малыш подключается к системе искусственной легочной вентиляции.

Задержки дыхания во сне можно предотвратить, соблюдая следующие правила:

  1. Спальня должна регулярно проветриваться и увлажняться. Перед отходом ко сну ребенка нельзя перегревать.
  2. Для младенца нужно выбирать правильные спальные принадлежности: упругий, жесткий матрас, гипоаллергенный наполнитель подушек и одеял (перьевые изделия не подходят).
  3. В присутствии новорожденного нельзя распылять аэрозольную бытовую химию и косметические средства, использовать парфюм, распространять сигаретный дым.

При первых подозрениях на апноэ, стоит переместить кровать ребенка в спальню родителей: это позволит непрерывно контролировать его состояние.

Первая помощь при приступе апноэ

Если синдром продолжается в течение долгого времени, то это может привести к асфиксии ребенка, что угрожает его жизни. В этой ситуации родители должны действовать быстро и слаженно.

В срочном порядке вызывается скорая помощь, если:

  • у ребенка посинели ноги и руки, нос и кайма губ (в медицине эта характеристика называется цианоз);
  • пульс меньше 90 ударов в минуту;
  • конечности свисают непроизвольно.

Цианоз – свидетельство того, что организму не хватает кислорода. Сначала следует попробовать прикоснуться к ребенку пальцем по спине, потрогать мочки ушей, помассировать руки, ноги, грудную клетку. Если все манипуляции не приносят благоприятных результатов, то начинают выполнять искусственное дыхание.

Пошаговая инструкция:

  1. Уложить ребенка на горизонтальную ровную поверхность.
  2. Проверяются дыхательные пути, если язык запал, то приподнять подбородок, а голову отвести назад.
  3. Губами обхватываются нос и рот.
  4. Делается вдох, и производятся 2 плавных вдувания, которые длятся не более 2 секунд.
  5. Если движений в грудной клетке не отмечается, то снова выполняются пункты 2-4, но стоит поменять положение головы.
  6. Если грудная клетка движется, прощупывается пульс, значит, все делается правильно.
  7. Если пульс есть, то манипуляция продолжается.

Если пульса нет, то начинают делать массаж сердца. Указательный и средний пальцы прикладываются на середину грудной клетки, чуть ниже линии сосков, делается резкое нажатие 5 раз в течение 3 секунд. Грудная клетка при этом должна прогибаться на 1,5-2 см. После чередуются 1 вдувание – 5 нажатий.

Массаж сердца новорожденного

Комплекс мероприятий проводится до момента прибытия скорой помощи, после чего ребенка нужно госпитализировать.

Как лечат апноэ у детей?

Лечение апноэ очень сильно зависит от возраста ребенка и того что привело к самому заболеванию. Вот основные методы лечения которые применяют к детям от года.

  1. Антибиотики для лечения тонзиллита и аденоидов. В случае если плохая проходимость дыхательных путей следствие опухания миндалин или аденоидов.
  2. Хирургическая операция на миндалинах или аденоидах. В случае если их размер не позволяет эффективно вылечить антибиотикам, то врач может назначит хирургическое вмешательство.
  3. Черепно-лицевая хирургия. В случае если апноэ вызвано физическими дефектами.
  4. СИПАП (постоянное положительное давление в дыхательных путях). В случае если не работают другие методы лечения. Используется ИВЛ перед сном на ребенка надевают маску и аппарат поддерживает давление, которое заставляет дыхательный канал быть постоянно открытым. Продолжается до исчезновения симптомов.
  5. Похудение. Если апноэ вызвано ожирением, то необходимо соблюдать диету для приведения ребенка в нормальный вес.

Врачебная помощь

При обнаружении апноэ у недоношенных деток доктора действуют так же, как и при домашней помощи. Если это не помогает, то используется реанимационная маска или мешок. Стимулировать дыхание новорожденного помогают специальные водные или вибрирующие кроватки в кювезах. Однако эпизоды остановки дыхания могут повторяться часто, даже после проведения всех описанных процедур.

Если приступы замечены с периодичностью два или три раза в час, принимаются кардинальные меры, такие как усиление подачи кислорода в инкубатор, переливание крови, снижение температуры внутри кювеза. При отсутствии улучшений малыша подключают к аппарату искусственного вентилирования легких.

Если ребенок поступил с подозрением на апноэ в больницу из дома, проводят его детальное обследование. Когда выявляют причину нарушения, подбирается терапия, направленная на устранение заболевания-провокатора.

Также параллельно могут быть назначены препараты для стимуляции дыхательного центра. В некоторых случаях проводится СРАР-терапия – это аппаратная методика, суть которой заключается в поддержании оптимального давления в дыхательных путях малыша. На лицо крохи надевается маска, через нее пропускается воздух, что обеспечивает нормализацию состояния.

Возможные последствия

В независимости от типа апноэ в организме ребенка возникают патологические изменения. При периодическом отсутствии дыхания образуется дефицит кислорода. В зависимости от причины такие эпизоды могут повторяться 5-100 раз за ночь, что складывается во внушительный промежуток времени до 4 часов.

Все это время структуры и органы организма страдают от нехватки кислорода, а в первую очередь головной мозг. Это приводит к патологическим нарушениям в организме и формированию серьезных болезней.

Осложнения апноэ:

  • Дефицит внимания и гиперактивность. Этот синдром проявляется в трудности концентрации внимания, гиперактивности, импульсивности и неуправляемости ребенка.
  • Гипертония. Во время дефицита кислорода организм подключает компенсаторные механизмы, усиливая кровообращение. Это приводит к повышению артериального давления, которое носит периодический характер. Постоянные перемены ритма приводят к износу структур сердца.
  • Аритмия. Недостаток питания сердечной мышцы нарушает автоматизм, что сразу сказывается на ритме сердечных сокращений, развивается мерцательная аритмия.
  • Сердечные патологии. У ребенка с апноэ высок риск развития ишемической болезни, сердечной недостаточности, а на фоне этих патологий инфаркта и инсульта.

Постоянное недосыпание приводит к дневной сонливости, что значительно повышает уровень травматизма.

Профилактика нарушения дыхания у малыша

Прежде всего, будущая мама должна еще во время беременности исключить употребление наркотических средств, алкоголя и курение табачных изделий. Все лекарства применять только по назначению врача и в исключительных случаях. Также важно питание мамы: оно должно быть сбалансированным, с обилием витаминов и микроэлементов. Не стоит забывать об эмоциональном здоровье: избегать стрессов и нервных перегрузок.

Если у ребенка диагностирован синдром апноэ, следует:

  • Контролировать его вес;
  • Своевременно лечить органы дыхания, эндокринные и неврологические нарушения, аллергические проявления;
  • За 3 часа до сна не употреблять тяжелой пищи;
  • Подготовить оптимальное место для сна, матрас должен быть полужестким;
  • Сон ребенка – на боку, стараться поддерживать голову и позвоночник максимально на одном уровне;
  • Влажность воздуха в детской комнате – 50-60%;
  • Создать оптимальные условия для занятий физической активностью с преобладанием аэробных нагрузок: велосипед, спортивные игры, плавания, много гулять на свежем воздухе.

Если апноэ развивается активно, и ребенку не проводят необходимого лечения, велики риски роста дополнительных симптомов, которые приводят к инвалидности во взрослом возрасте.

При правильном и своевременном лечении апноэ у грудничка начнет проходить достаточно быстро при условии соблюдения всех рекомендаций специалистов и оказания первой помощи. Последствия неверных действий могут привести к угрозе жизни малыша и летальному исходу.

Младенческое апноэ: особенности состояния

Синдром апноэ у грудничка часто путается с обычными задержками дыхания. При периодическом дыхании паузы между вдохом и выдохом составляют 2–10 секунд, при этом отсутствуют любые симптомы патологии: посинение носогубного треугольника и ногтей, хрипы.

Если после задержки дыхания во сне малыш продолжает дышать размеренно и спокойно, причин для беспокойства нет.

Если же задержки повторяются часто, с продолжительностью до 20-25 секунд, сопровождаясь другими симптомами синдрома апноэ, необходимо обратиться к врачу.

Стоит дифференцировать синдром центральных и обструктивных апноэ:

  • в первом случае кратковременные задержки дыхания не сопровождаются никакими усилиями со стороны ребенка: он просто периодически прекращает дышать. Синдром может быть связан с патологиями легких, сердца, дыхательного центра ЦНС;
  • во втором случае дыхание затрудняется в результате закупорки (обструкции) дыхательных путей.

Первичное и вторичное апноэ

В неонатологии (раздел медицины, изучающий рост и развитие младенцев и детей на первых месяцах жизни) и акушерской практике под понятием первичного апноэ подразумевается начальное затруднение легочной вентиляции вследствие перинатальной гипоксии.

Состояние сопровождается остановкой дыхательных движений, артериальной гипертензией и брадикардией. При первичном апноэ новорожденный судорожно задерживает дыхание: инспираторные мышцы сокращаются максимально, выдох пассивный, такое состояние называется «гаспинг–дыханием».

После вспомогательного легочного вентилирования дыхание младенца быстро восстанавливается, не провоцируя никаких осложнений в дальнейшем.

Вторичное апноэ – это остановка дыхательных движений после гаспинг–дыхания и первичной реанимации. Для этого состояния характерно ослабление мышечного тонуса и падение артериального давления. В этом случае нормальная жизнедеятельность младенца будет восстанавливаться медленно, с возможными осложнениями в будущем.

Под первичным апноэ также может подразумеваться нарушение дыхательной функции, обнаруженное у новорожденного в первые недели жизни: оно распространено у детей, которые рождаются раньше срока либо перенесли родовые травмы. В этом случае вторичным апноэ будут называться кратковременные остановки дыхания ночью у грудничков, появившиеся на 3-6 месяце и ассоциируемые с различными патологиями развития и заболеваниями.

Диагностика заболевания

Если у новорожденного ребенка фиксируются постоянные задержки дыхания во сне, нужно обратиться к врачу: педиатру, отоларингологу, детскому неврологу или пульмонологу.

Если данное состояние фиксируется у недоношенных детей, необходима консультация неонатолога.

Диагностика заболевания у новорожденных

Главный метод диагностики апноэ у грудных детей – полисомнография: с ее помощью подтверждается факт наличия синдрома: визуально наблюдается остановка дыхания, фиксируется количество и частота задержек.

Во время исследования ребенок помещается в максимально комфортные условия. На протяжении сна датчики и электроды, подсоединенные к определенным участкам тела, фиксируют изменения параметров деятельности органов.

В зависимости от симптоматики подбираются способы диагностики. Для установления причин нарушения дыхательной функции при подозрении на обструктивный тип синдрома проводится оториноларингологическое обследование (передняя риноскопия позволяет определить причины нарушения носового дыхания).

Если же предполагается нарушение в работе сердечно сосудистой системы, врач подберет другие методы: ультразвуковое исследование сердца и сосудов головного мозга, ЭКГ сердца.

Прочие меры диагностики:

  • рентгенография (для исключения пневмониии);
  • КТ и МРТ;
  • энцефалограмма головного мозга.

Диагностика патологии у недоношенных детей

Эпизодическое отсутствие дыхания длительностью от 20 секунд, сопровождаемое посинением или побледнением кожи и замедлением пульса, позволяет сделать первичное заключение о синдроме ночных апноэ у недоношенного ребенка.

Чаще всего дети недостаточного гестационного возраста страдают от центрального апноэ. Главный метод диагностики – нейросонография (УЗИ головного мозга): по ее результатам выявляются патологические изменения морфологии органа (особое внимание уделяется стволу головного мозга: именно в нем находится дыхательный центр), анализируются мозговые процессы и их динамика.

При наличии отклонений проводится люмбальная пункция: она позволяет обнаружить внутрижелудочковые кровоизлияния, очаги воспаления.

Типы задержки дыхания у детей

Выделяют два вида периодического дыхания в зависимости от симптоматики:

  1. Цианоидный. Симптоматика – внезапная остановка дыхания, быстрое распространение синюшности на конечности и лицо, цвет кожных покровов может быть от бледно-голубого до насыщенно-фиолетового.
  2. Второй вариант часто остается незаметным для родителей, поскольку вызывает бледность. Происходит резкий отток крови от кожи. Ребенок может даже потерять во сне сознание.

К этим симптомам могут добавиться судороги. Также повышается мышечный тонус. Поскольку периодическое дыхание возникает во сне, ребенок не может повлиять на ситуацию.

Виды и причины апноэ

Различают несколько видов апноэ, которые имеют разные механизмы развития и причины, провоцирующие эпизоды остановки дыхания.

Центральное

Нарушение в работе центрального дыхательного центра. Во время приступа дыхательные мышцы не получают импульсы, стимулирующие их движение.

Причины:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга при родах;
  • гипогликемия (низкий уровень глюкозы в крови);
  • гиповентиляция альвеол центрального происхождения (нарушения обмена газов);
  • эпилепсия;
  • вирусные и бактериальные инфекции;
  • фармакологические препараты, принимаемые матерью или ребенком;
  • анемия;
  • аритмия;
  • бронхолегочная дисплазия;
  • гипербилирубинемия;
  • электролитные нарушения;
  • сепсис.

Очень редко встречается центральное апноэ идиопатического типа. Этот диагноз ставится при невозможности определить причину синдрома.

Обструктивное апноэ (ОА)

Приступы происходят по причине обструкции дыхательных путей. Нарушение поступления воздуха сопровождается характерными движениями грудной клетки.

Причины:

  • макроглоссия (аномальное увеличение языка);
  • ларингоспазм (непроизвольное сокращение мускул гортани);
  • заячья губа;
  • ахондроплазия (замедление роста хрящей и костей);
  • нарушение функции задней гортанной мышцы (травмы, паралич);
  • увеличение миндалин;
  • ожирение;
  • стридор (врожденное сужение дыхательных путей);
  • синдром Робена (недоразвитость языка и нижней челюсти).

ОА отмечается во всех возрастных группах. Самый пик заболевания приходится на возраст 2 −8 лет.

Смешанное

Первоначально проявляется центральное апноэ, которое переходит в обструкцию дыхательных путей.

Причины:

  • патологии сердца;
  • перегрев, переохлаждение организма;
  • дефицит кальция и глюкозы в организме;
  • влияние наркотиков и алкоголя, употребляемых матерью при беременности.

Этот вид апноэ проявляется редко, но сложно поддается диагностике и лечению.

Причины патологии

Появление аномалии может быть связано с влиянием различных факторов. В эту категорию входят врожденные пороки, наследственная склонность, приобретенные болезни. Причиной приступов часто становятся внешние факторы – переохлаждение или воздействие высоких температур.

У детей раннего возраста в период быстрого сна возникают респираторные отклонения, которые приводят к отклонениям в работе дыхательной системы.

Чаще всего возникает апноэ у недоношенных новорожденных. Эта ситуация обусловлена респираторным дистресс-синдромом. Причиной становится недостаточная зрелость легочных тканей и дефицит сурфактанта – смеси веществ, которая выстилает изнутри альвеолы органа.

Дыхательные нарушения могут быть связаны с различными патологиями матери. К ним относят болезни сердца и сосудов, сахарный диабет, кровотечения из матки, риск прерывания беременности. Также провоцирующим фактором становится гипоксия или асфиксия ребенка в период внутриутробного развития.

Апноэ возникает под влиянием разных факторов. Центральная форма обусловлена проблемами с функционированием мозгового центра, отвечающего за дыхание. Также к нему приводят болезни легких и сердца. В такой ситуации причины апноэ у новорожденных включают следующее:

  • Болезни нервной системы, связанные с родовыми травмами или инфекционными патологиями в период внутриутробного развития;
  • Курение матери в период вынашивания ребенка;
  • Врожденные поражения сердца;
  • Недоношенность ребенка;
  • Синдром Дауна;
  • Недостаточный вес при рождении;
  • Менингит;
  • Бронхолегочная дисплазия;
  • Эпилепсия;
  • Детский церебральный паралич;
  • Митохондриальные отклонения.

К обструктивной форме апноэ приводят такие факторы:

  1. Патологии ЛОР-органов;
  2. Лишний вес;
  3. Отек слизистых покровов глотки или гортани на фоне вирусных инфекций или аллергических реакций;
  4. Постоянные срыгивания;
  5. Ослабление тонуса мышечных тканей, обусловленное западанием языка во сне;
  6. Аномальное строение дыхательных путей;
  7. Нарушение прикуса.

К смешанной форме патологии чаще всего приводят сложные болезни. Приступы остановки дыхания обусловлены влиянием сразу двух категорий факторов.

Какие факторы повышают вероятность возникновения апноэ у ребенка?

  • Наличие апноэ в семье. Оно может передаваться по наследству.
  • Высокий вес при рождении. У больших детей, больше жира на шее который может привести к давлению на дыхательные пути.
  • Врожденные физические недостатки. Например у детей с челюстными проблемами могут быть сужены дыхательные пути.
  • Врожденные генетические проблемы. Синдром дауна, синдром Пьера-Робена.
  • Недоношенные дети. У них слабо развита дыхательная система. И ЦНС еще не способная нормально регулировать дыхание.
  • Дети которые проживают в высокогорье или на возвышенностях. Из-за высокой разреженности воздуха.

Нет Ответов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *